Абрамова Ольга Васильевна, воспитатель
Консультация для воспитателей «Организация предметно-пространственной среды»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 58 «Белочка»
Подготовила воспитатель: Абрамова О.В г.о. Мытищи 2017 Консультация для воспитателей «Организация предметно-пространственной среды» Как известно, все дети разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Именно поэтому в садах организовывают предметно-пространственную среду, чтобы дети могли реализовать себя в наиболее полной мере. Развитие ребенка-дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть, в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребенка создается специальная педагогическая среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания. Как известно, все дети разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном образовательном учреждении должны быть созданы условия для воспитания, обучения и развития всего детского коллектива, и при этом предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество каждому из воспитанников этого коллектива. Важной задачей ДОУ при введении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного образования становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую активность и дающей возможность наиболее полно реализовать себя детям. Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать: - максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка); - наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности; - охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития; - возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах; - двигательную активность детей, а также возможность для уединения. Организуя предметную среду в групповых помещениях, воспитателем должно учитываться все, что способствует становлению базовых характеристик личности воспитанников: показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоциональная сфера. Организация предметно - пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Педагогам важно правильно подойти к вопросу создания предметно-пространственной среды в группе. Внимательно наблюдая за каждым ребенком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство своей группы. Важно при формировании предметно-пространственной среды учитывать следующие принципы ее построения, рекомендованные ФГОС: - принцип дистанции, позиции при взаимодействии; - принцип активности, самостоятельности, творчества; - принцип стабильности – динамичности развивающей среды; - принцип комплексирования и гибкого зонирования; -принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды); - принцип открытости и закрытости (природе, культуре, Я - образ); - гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами; - принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого. Педагогам ДОУ важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. При этом показателем развития ребенка являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность самостоятельно: поставить перед собой цель, оборудовать свое рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиваться задуманного результата, проявляя при этом положительные культурно-этические качества в общении с взрослыми и сверстниками. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагогов. При создании предметно-развивающей среды следует придерживаться следующих требований: 1. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. 2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста, во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. 3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: - Реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательной деятельности; - В случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия; - Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. 4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Образовательной программы ДОУ. Образовательное пространство должно быть оснащено расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях. Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Полифункциональность материалов предполагает: - возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; - наличие в Организации (в группе) полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). Вариативность среды предполагает: - наличие в группе различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; - периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Доступность среды предполагает: - доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей - инвалидов, всех помещений учреждения, где осуществляется образовательный процесс; - свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих ДОУ, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; - исправность и сохранность материалов и оборудования. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. В предметно-развивающей среде создаются центры детской деятельности, которые способствуют полноценному общению детей, удовлетворяется потребность каждого ребенка в движении, в желании поиграть, порисовать, полепить, узнать что-то новое. Работа в центрах детской деятельности проходит через познавательно-исследовательскую деятельность, в ходе совместной интегрированной деятельности, используются вопросы проблемно-поискового характера, эксперименты, сравнения. Вся работа в центрах тщательно продумывается: карточки-задания, схемы, модели, игры и т. д. Все это помогает детям организовать самостоятельную деятельность, подобрать материал, необходимый для этой работы. В ходе разнообразных видов деятельности используются интересные игровые наглядные и словесные приемы обучения. Разновидность центров детской деятельности: - центр развития речи (материалы и дид. игры по развитию речи); - центр математики (материалы способствующие формированию элементарных математических представлений); - центр искусств (материалы для творчества); - центр конструирования (материал для конструирования); - центр театра (материала для театрализованной деятельности); - центр науки и природы (материалы для экспериментирования); - центр сюжетно-ролевой игры (атрибуты для игры); - центр "Развивай-ка" (развивающие и дидактические игры); - центр литературы (книги, альбомы и журналы); - центр безопасности (дидактические карточки по ОБЖ и материалы по данной тематики). Центров детской деятельности может быть и больше и названия могут быть изменены. Таким образом, изменения произошли не только в образовании, но и в предметно-развивающей среде. Детям становится интереснее заниматься образовательной деятельностью, они сами выбирают чем им заняться, потому что предметно-пространственная среда построена так, что учтены все потребности детей и работа в таких центрах построена так, что она охватывает все образовательные области. Организация развивающей предметно-пространственной среды должна быть направлена на решение основной цели: создание психологического благополучия детей. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс 15 октября 2020 в 14:33
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.