Абрамова Ольга Васильевна, воспитатель
Здоровьесберегающие технологииЗдоровьесберегающие технологии в ДОУ «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В.А.Сухомлинский Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач педагогики. Формирование ЗОЖ должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены и некоторые имеют хронические заболевания. Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий, отставание в развитии двигательной сферы. Педагогам, работающим с такими детьми, приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребенка. Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику. Для этого используются здоровьесберегающие технологии. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий. Что же такое здоровьесберегающая технология? Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. К основным показателям здоровья детей относятся: - уровень физического и нервно-психического развития детей; - степень сопротивляемости организма к болезнетворным влияниям; -состояние основных функций организма, наличие или отсутствие хронических заболеваний, отклонений в раннем периоде развития. Ожидаемый результат работы - сохранение и укрепление физического и нервно-психического развития детей, что и позволит повысить эффективность коррекционной работы по преодолению речевого дефекта. Востребованность здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ возрастает. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Целью здоровьесберегающих технологий является сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития; поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей. Задачи здоровьесберегающей деятельности: - сформировать у детей осознанное отношение к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его; - развитие физических качеств; - контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников; - оздоровление средствами закаливания; - организация здоровьесберегающей среды в ДОУ; - организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма; - обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника; - валеологическое просвещение родителей и содействие становлению культуры здоровья. В практической деятельности я использую следующие здоровьесберегающие технологии. 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Во время проведения НОД для снятия усталости с детьми проводятся динамические паузы, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз. Например, динамическая пауза «Хомка, хомка, хомячок, полосатенький бочок, хомка раненько встает, щечки моет, шейку трет, подметает хомка хатку и выходит на зарядку, раз, два, три, четыре, пять, хомка хочет сильным стать». Дети выполняют определенные движения в соответствии со словами. Ежедневно после сна проводится бодрящая гимнастика. На занятиях художественно - эстетического цикла я использую технологии эстетической направленности. Слушание звуков природы, как в НОД, так и в режимные моменты является релаксацией, так необходимой для детей. В течение всего дня с детьми проводятся подвижные и спортивные игры. Любимые подвижные игры «Белые медведи», «Мышеловка», «Бездомный заяц», «Хитрая лиса», «Море волнуется», «Ручейки у озера», «Зоопарк». Утренняя гимнастика. Ежедневно с детьми проводится утренняя гимнастика. Она помогает детям войти в деятельное состояние, усиливает кровообращение, помогает развитию правильной осанки, развивает и укрепляет мышцы, содействует обмену веществ. Динамические паузы. Проводятся во время НОД по мере утомляемости детей 2-5 минут. Рекомендуется для детей в качестве профилактики утомляемости, создают необходимую атмосферу, снижающую напряжение. При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаем физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников. Цель проведения физкультурной минутки — повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии. Ритмопластика-это музыкально - ритмические движения. Любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Логоритмика - это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой, направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь-движение», расширение у детей словаря, способствует совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения. Игровая гимнастика (логоритмика) – используется для усвоения детьми различных движений, которые являются не только общеукрепляющими, но и коррекционно-развивающими. Логопедическая ритмика является составной частью комплексного метода преодоления речевых нарушений у дошкольников. Специализированная методика логоритмики является средством перевоспитания речи через тренировку и развитие необходимых качеств общей и речевой моторики. Весь курс логоритмических занятий, благодаря большому количеству двигательных заданий, способствует выработке более тонких динамических характеристик общей и речевой моторики. Упражнения над дыханием, голосом и артикуляцией проводятся в комплексе, поскольку эти три компонента речевой деятельности тесно связаны между собой. Логоритмические занятия вызывают у детей естественные положительные эмоциональные реакции, которые находят своё отражение в мимике. Занятия логоритмикой укрепляют у логопатов костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений, способствуют формированию двигательных навыков и умений, развитию ловкости, силы, выносливости, координации движений, организаторских способностей. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс, требующий собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти. Логоритмические занятия создают благоприятные условия для тренировки процессов возбуждения или торможения. Кроме того, развивается фонематическое восприятие. Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма создаёт основу для совершенствования фонематических процессов. Подвижные и спортивные игры - как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате проводятся ежедневно во всех возрастных группах. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Релаксация - упражнения для расслабления мышц рук, шеи и т. д. Проводится в любом подходящем помещении, можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Упражнения по релаксации помогают создать спокойное настроение, радостную и свободную обстановку во время НОД. Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация. Релаксация - комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Большинству детей с речевыми нарушениями свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность – важное условие для становления естественной речи и правильных телодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное упражнение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием. Пальчиковая гимнастика - систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук. При планировании работы над развитием руки придерживаюсь целого комплекса упражнений, в который входят: разнообразные пальчиковые игры и упражнения, графические упражнения, обводка шаблонов и штриховка изображений, различные виды шнуровки на твердой и мягкой основе, различные виды конструкторов. Гимнастика для глаз - ежедневно проводится по 3-5 минут в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, используется для снятия статического напряжения, нагрузки, улучшает кровообращение. С детьми необходимо поморгать, зажмуриться, широко открыть глаза и посмотреть вдаль. Можно следить за пальчиком, который то приближается к носу, то отдаляется. На занятии « Мы кормушки смастерили» дети по тексту выполняли движение глазами: птичка полетела вверх, птичка полетела вниз, птичка улетела вправо, птичка улетела влево и т. д. Дыхательная гимнастика - корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Дыхательная гимнастика проводится в игровой форме. Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. У детей с речевыми нарушениями речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным. Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков. Дыхательная гимнастика– ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо– эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет. Учитывая факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, работа по преодолению нарушений речи носит комплексный характер и включает в себя «постановку» правильного физиологического и речевого дыхания. Для этого используются статические и динамические дыхательные упражнения, направленные на выработку умения дышать носом, на развитие ротового выдоха, умения дифференцировать носовой и ротовой выдох, рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз. Артикуляционная гимнастика - помогает выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата. В работе с детьми используются мимические упражнения, упражнения для мышц шеи, упражнения для жевательно - артикуляционных мышц, упражнения для губ и языка, речевая зарядка. Артикуляционная гимнастика - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Главная задача - выработать точность, силу, темп, переключаемость движений. . Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка. С.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. С этой целью используются на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки. Корригирующая гимнастика - укрепляет мышцы тела, способствует разностороннему физическому развитию, воздействует на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано. Гимнастика бодрящая - помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус, оказывает закаливающий эффект. Выполняется ежедневно после дневного сна 5-10 минут: упражнения на кроватках, обширное умывание, ходьба по ребристым дощечкам, легкий бег из спальни в группу. В комплекс бодрящей гимнастики можно включить упражнения для профилактики нарушения осанки (ходьба на носочках, пятках, медленный бег). После упражнения эффективно провести закаливание (топание в тазике с водой, хождение босиком, обливание ног). 2. Технологии обучения ЗОЖ Физкультурные занятия - приобщают детей к ЗОЖ, способствуют физическому развитию детей, развивают физические качества: силу, ловкость, выносливость. Занятия из серии «Здоровье» - помогают детям узнать о своем организме, как правильно за ним ухаживать, приобщают детей вести здоровый образ жизни. Образовательная деятельность предполагает проведение НОД и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления с помощью природных факторов, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Мы проводим занятия из серии «Здоровье», где дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения в природе и разумных действий в непредвиденных ситуациях. В течение всего дня дети выполняют точечный массаж, самомассаж. Коммуникативные игры «Звери на болоте», «Выложи снежинку», «Рыбки» и другие обеспечивают социально - эмоциональное благополучие дошкольников. Коммуникативные игры - предназначены научить ребенка сообщать, передавать информацию своему собеседнику в процессе межличностного взаимодействия. Самомассаж, точечный массаж - упражнения игрового массажа и самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями в сопровождении с текстом обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствуют снятию напряжения. В нашей группе используется метод су-джок терапии. Су-джок - это стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т. п. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Массаж проводится до появления тепла. Потирание кончиков пальцев успокаивает нервную систему. 3. Коррекционные технологии В работе по экологическому воспитанию я использую арттерапию, т.к. изобразительное творчество благоприятно воздействует на психоэмоциональное состояние детей. Технологии музыкального воздействия используются в различных формах физкультурно - оздоровительной работы, изобразительной деятельности. Сказкотерапия помогает детям воспринимать подачу материала и решать проблемные ситуации. Арттерапия - лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Работа с природными материалами - глиной, песком, водой, красками помогает снять нервное напряжение и подключает внутренние резервы организма ребенка. Технологии музыкального воздействия - для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, влияет на развитие творческих способностей. Во время проведения непосредственно-образовательной деятельности, в играх, на конкурсах и во время отдыха используется технология музыкального воздействия. Сказкотерапия - любимый детьми жанр. Она несет в себе важное психологическое содержание «любовь, добро, счастье», переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, этим самым открывает ребенку перспективы собственного роста. Сказка дарит надежду и мечты, предощущение будущего. Цель этих занятий - преобразовать отрицательные образы в положительные, чтобы мир ребенка был красив и радостен. Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье. Психогимнастика - направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении, помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимает психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Технология воздействия цветом - необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Фонетическая ритмика - занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Ожидаемые результаты здоровьесберегающих технологий: - желание детей и их родителей вести здоровый образ жизни, поддерживать и сохранять свое здоровье; - использование знаний о правилах поведения в природе в повседневной жизни и совершать разумные действия в непредвиденных ситуациях; - формирование привычки повседневной физической активности; - совершать оздоровление средствами закаливания с использованием природных факторов; - тесное сотрудничество родителей с педагогами ДОУ. Немаловажное значение в работе по сохранению здоровья детей имеет тесный контакт воспитателей, логопедов и других специалистов ДОУ с родителями. Помощь будет эффективна, когда к речи и поведению детей родители и воспитатели предъявляют единые требования. Именно родителей нужно сделать активными участниками педагогического процесса.
Здоровьесберегающие технологии позволили: - повысить сопротивляемость организма у детей, значительно уменьшить число часто болеющих детей; - значительно повысить речевую активность и повысить динамику в работе по исправлению речевого дефекта; - включить больший процент родителей в единый воспитательно- образовательный процесс, что значительно повысило его эффективность. Использование мною вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-логопедической работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребенка в целом. Родители воспитанников оказывают большую помощь нам в решении задач по сохранению здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Родители приняли активное участие в проекте «Если хочешь быть здоров«, помогали в подготовке праздника «День здоровья», досуга «Если хочешь быть здоров». Дети участвовали в спортивной олимпиаде г. о. Мытищи. Дети вместе с родителями сделали стенгазеты по профилактике гриппа, о здоровом образе жизни. для родителе были проведеы косультации: « Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе по укреплению здоровья детей помогло нам осуществить работу на высоком уровне. 20 сентября 2020 в 21:00
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.